Golden-Bee
Организаторы Условия участия Жюри Новости Пресса Из истории
РУС ENG
Галерея
Лауреаты
Новый сайт «Золотая пчела 7»
www.goldenbee.org
Президент биеннале
С. И. Серов serov@dubki.ru
Дирекция биеннале
╚Экспо-Парк Выставочные проекты╩ www.expopark.ru
Генеральный директор
В. В. Бычков
Адрес биеннале
Москва, 119049, Крымский вал, 10 (ЦДХ), офис 165
Телефоны
(095)  238-45-00
238-45-16
238-09-46
Менеджер
Юлия Клинцова klintsova@artfoundation.ru

На протяжении 90–х каждые два года в Москве проходило уникальное дизайнерское событие — всемирная выставка, конкурс, профессиональный праздник, фестиваль звёзд мирового дизайна, одним словом, — биеннале. Каждые два года Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» собирала в Центральном Доме художника лучшие дизайнерские работы со всех континентов. На первую «Золотую пчелу», которая состоялась в 1992–м, принимались плакаты начала 90–х годов. На пятую, прошедшую в 2000–м, — конца 90–х. Таким образом, конкурсный охват пяти московских биеннале распространяется целиком на все последнее десятилетие ХХ века. И можно сказать теперь, что золотой фонд «Золотой пчелы» составляют лучшие плакаты 90–х.

В подразделе сайта "Галерея" показаны вперемешку разные работы с разных "Золотых пчел", в 2001 году "Гейдельберг клуб" выпустил альбом "Золотая пчела. Плакаты 90-х из коллекции Московской международной биеннале графического дизайна". Но никакая, даже самая полная публикация, не в состоянии воспроизвести едва ли ни самое главное на биеннале — среду, поле, информационное пространство. Хотя это не совсем точный термин. «Информация» — понятие модернистского, технократического, а не постмодернистского словаря. В графическом дизайне еще сравнительно недавно усиленно культивировались представления о «визуальной информации», «визуальной коммуникации». «Визуальный текст» защищается от «визуального шума» и передается по «каналу связи» так, чтобы на «выходе» было то же самое, что на «входе». Если воспользоваться этой схемой, то, заостряя, можно сказать, что для постиндустриального общества канал связи, визуальный шум, процесс связи, обладают не меньшей ценностью, чем результат. В наступающей постмодернистской эпохе ценится пульсирующее ощущение живого единства. Интерактивность непредсказуемых контактов. Прямой эфир. И биеннале, прежде всего — грандиозная международная тусовка, очная или заочная — не так важно.

Важная функция биеннале — утоление жажды, жгучего интереса ко всему тому, что происходит «там», за горизонтом. Наши дизайнеры всегда чувствовали себя иностранцами в собственной стране. Профессия невольно делала всех, стремившихся освоить современный визуальный язык, ориентированными прозападно. Железный занавес отгораживал от современного мира заповедник чудовищно консервативной визуальной среды. Крохи информации, случайно попадавшие в страну, жадно впитывались дизайнерами. Само слово «биеннале» — это был некий пароль, цеховой девиз, знак качества и символ свободы. Прорваться своими работами на биеннале в Брно, Варшаву или Лахти — всегда было заветной мечтой каждого. Зарубежные коллеги, знавшие наших дизайнеров по каталогам биеннале, спрашивали меня при личных встречах: «А у вас что, все дизайнеры жили в одном доме — Гоголевский бульвар, 10?» Теперь уже трудно объяснить, что это был адрес Союза художников СССР — единственный адрес, который разрешалось указывать нашим художникам в каталогах.

В советские времена мы не могли даже мечтать о том, чтобы у нас была своя биеннале. И вот несбыточная мечта стала явью. На первую биеннале были присланы работы из 17 стран, на вторую — из 34, на третью — из 37, на четвертую — из 40, на пятую — из 42 стран мира. Всего в московских биеннале участвовали дизайнеры 53 стран. С самого начала «Золотая пчела» делалась широко, по–русски, принципиально не ограничивая количества принимаемых на конкурс работ, как это обычно происходит на других биеннале. Мы слишком долго были изолированы от остального мира, чтобы теперь позволить себе излишнюю привередливость. Надо было торопиться наверстать упущенное, увидеть своими глазами больше, как можно больше работ зарубежных коллег. Тем более, что это позволяли экспозиционные площади Центрального Дома художника. Но дело не только в количестве. «Уровень выставки — как в Токио или Нью–Йорке», — заявил в телевизионном интервью член международного жюри биеннале «Золотая пчела 3» Фьюмихико Энокидо. В настоящем альбоме представлены плакаты из 36 стран, созданные элитой мирового дизайна. Ретроспективность издания позволила сгруппировать плакаты по странам, давая тем самым возможность кроме всего прочего оценить и признаки национальных парадигм графического дизайна.

Но биеннале не только мировая профессиональная тусовка, не только окно в мир. Третий аспект биеннале состоит в предъявлении самого мира графического дизайна как такового, в целом, так сказать, его полной парадигмы. Плакат, королевский вид графического дизайна, представленный в этом альбоме, дает эту возможность — увидеть структуру современного визуального сознания. Но на биеннале, начиная с «Золотой пчелы 3», плакат дополнялся разными, каждый раз новыми, номинациями, которые были тоже интересны и поучительны. На третьей биеннале это были «Шрифты» и «Логотипы», на четвертой — «Визитные карточки» и «Журналы», на пятой — «Тишот–дизайн» и «Брошюры и буклеты». Дополнительные номинации выбирались, исходя прежде всего из их актуальности для отечественной внутрипрофессиональной ситуации. Выбору их помогали так называемые «маленькие пчелки»–серия предварительных выставок–конкурсов, проводимых под эгидой «Золотой пчелы» по отдельным жанрам графического дизайна: «Лучший газетно–журнальный дизайн России» (26 июня — 12 июля 1997), «Лучшие визитные карточки России» (13—18 августа 1997), «Лучшие знаки и логотипы России» (7—11 января 1998), «Лучшие календари России» (27 января — 2 февраля 1998), «Лучшие WWW–страницы России» (1—5 апреля 1998), «Лучшие дизайнерские открытки России» (4—8 мая 1998), «Лучший тишот–дизайн» (1—5 апреля 1999).

С этим связан и четвёртый аспект «Золотой пчелы», состоящий в демонстрации «лучшего», образцов высшего дизайнерского качества, что чрезвычайно важно в момент количественного бума на профессию. Технологическая компьютерная революция, совпавшая у нас с социально–экономической, полная и окончательная компьютеризация всей страны стимулировала массу дилетантов, которые хлынули в графический дизайн на волне коммерческого бума. В дизайнеры записались все, научившиеся нажимать клавиши «Макинтоша». Этот призыв в профессию поменял сам стиль дизайнерского мышления с проектно–художественного, тайно культивировавшегося в советские времена, на технократический, заметно размыл и опустил качественные критерии. Определяя «лучшее», т. е. структурируя ценностное поле профессии, «Золотая пчела», несомненно, способствовала развитию отечественной визуальной культуры. Визуальная культура формируется в будничной работе. Но концентрируется, осознает себя и шагает вперед — по праздникам, какими и являются дизайнерские выставки и конкурсы.

Среди множества определений нашего смутного времени может быть и такое — «время конкурсов». И в переносном и в буквальном смысле. Недавно у меня был повод подсчитать число прошедших в 90–е годы конкурсов в области графического дизайна, в которых довелось принять участие в качестве члена жюри. Тех, что удалось вспомнить, числом оказалось под 70. По семь конкурсов в год, в среднем — чаще, чем каждые два месяца! Конкурсный бум. Время сплошных оценок, рейтингов, экзаменов, которые дизайнеры добровольно сдают друг другу. Зачем это нужно? Ради возможности психологического давления на клиентов с помощью ненавязчивой демонстрации лауреатских дипломов? Ради утоления честолюбивых амбиций? Наверное, не без этого. Но главное состоит в том, что конкурсы в новых условиях стали формой самоорганизации профессии, творческого роста, артикуляции и осмысления тех ценностей, которые не всегда осознаются в будничной работе, иными словами, неотъемлемой и необходимой частью профессиональной творческой жизни.

Планку внутрипрофессионального гамбургского счета на любом фестивале устанавливает жюри. И нам грех жаловаться — в Москву приезжали такие суперзвезды мирового дизайна, как Никлаус Трокслер и Ральф Шрайфогель, Алан Ле Кернек и Мечислав Василевский, Дан Райзингер и Кари Пииппо, Алан Флетчер и Уве Лёш… Работа жюри неизменно сопровождалась творческими встречами с дизайнерской общественностью, и эти презентации членов жюри всегда производили неизгладимое впечатление.

Еще одна функция «Золотой пчелы» — быть гигантским мастер–классом в профессиональной школе современного дизайна. Образовательный аспект в той или иной мере присущ и рассмотренным выше составляющим биеннале, хотя в них это имеет, скорее, характер «повышения квалификации». В данном же случае имеется в виду образование в классическом виде. Не будет большим преувеличением сказать, что «Золотая пчела» многим обязана студентам. Например, на монтаж «Золотой пчелы» из Харькова специально приезжали студенты Харьковского художественно–промышленного института, активисты международной триеннале «Четвертый блок». Активно помогали с монтажом и студенты Строгановки. Студенты участвовали в приеме жюри и помогали с переводом. А четвёртая и пятая биеннале вообще почти полностью были сделаны руками студентов созданной к тому времени Высшей академической школы графического дизайна на базе Московского художественного училища прикладного искусства. Но и студенты обязаны «Золотой пчеле» уникальным опытом — возможностью мгновенного погружения в атмосферу актуальных пластических проблем, введением в святая святых профессии. На экспозициях «Золотой пчелы» выросло уже не одно поколение профессиональных дизайнеров.

Шестой аспект московской биеннале связан с тем, что в 90–е годы главным местом приложения сил дизайнеров у нас оказалась реклама. К сожалению, молодая отечественная реклама сразу же взяла на идеологическое вооружение максимы прагматизма: «клиент всегда прав», «деньги не пахнут» и тому подобные пошлости. С наибольшей наглядностью это продемонстрировали рекламные кампании всевозможных финансовых пирамид и предвыборные кампании, одурачившие миллионы сограждан. Причем в подсознательных глубинах такого подхода кроются отнюдь не западные, не рыночные, а родные отечественные стереотипы административно–командного принуждения. И самый низший слой идеологии потребительского общества, как оказалось, легко сопрягается с родимыми пятнами социализма. Цинизм навязываемого рекламой хищно потребительского отношения к миру имеет общие корни с бездуховными светлыми идеалами, пропагандировавшимися коммунистической наглядной агитацией.

В этом отношении нынешняя реклама заняла место коммунистической пропаганды советских времен. Нередко в прямом смысле — те же точки городского пространства, брандмауэры и другие «господствующие высоты». Какой дизайн оказался востребован такой рекламой? Дизайн, открывающий глубинную суть вещей и являющий ее в зримых образах? Дизайн как культуросохранающая и культуросозидающая профессия? Дизайн как драматически–напряженное творчество? Такой дизайн, нет, не нужен. Рекламе нужен дизайн, за который платят быстрые деньги. Дизайн, попадающий в точку немедленной прибыли. Дизайн, который угождает сколь угодно разнузданному и дикому вкусу заказчика. Дизайн всеядный, неразборчивый и покладистый. Рекламу заботит лишь одно — исполнительность дизайна, его способность однозначно воплотить рекламную идею. Дизайн плоских «фенек»: литературщина — единственный язык, доступный нашей нынешней рекламе.

Отсюда еще одна функция «Золотой пчелы» — помогать дизайнерам, работающим в рекламе, вырабатывать культурный иммунитет против духа цинизма, пошлости и прагматизма нашего дикого рынка. И делать это лучше в контексте международной творческой жизни. Выставки и конкурсы — одна из форм окультурации профессии. Каждый профессионал в отдельности и профессия в целом нуждаются в постоянном обновлении, в выходе за свои рамки и постоянном восстановлении утрачиваемой целостности и культурной идентичности.

С этой проблемой отчасти связан и еще один аспект «Золотой пчелы». Графический дизайн как современная профессия появился у нас в 60–е годы. Правда, он был тщательно замаскирован советскими псевдонимами типа «художественное конструирование», «техническая эстетика», «прикладная графика», «промышленная графика», «промграфика и упаковка», «художественно–техническое оформление печатной продукции» и т. п. Всё это получило бурное развитие благодаря революции «сверху». Несколько постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР в одночасье породили по большому счету никому не нужную тогда профессиональную деятельность. Почему это было сделано? Ради ещё одной идеологической отдушины, подконтрольной государству? До сих пор это остается загадкой. Были созданы или возрождены дизайнерские учебные заведения, построена государственная система технической эстетики, ВНИИТЭ с филиалами в столицах советских республик, целая сеть отраслевых специализированных художественно–конструкторских бюро, бесчетное множество отделов технической эстетики и тому подобных квазидизайнерских организаций, проекты которых были не нужны ни плановой экономике, ни обществу. В роли «заказчика» графического дизайна выступали тогда безличные государственные предприятия и организации, «списывающие» бюджетные средства на дизайн в силу административно–командного принуждения, «для галочки».

Госзаказчик в итоге, как правило, оказывался относительно индифферентным к творческим результатам. Как ни парадоксально, это позволяло дизайнерам заниматься успешным самосовершенствованием профессии, накапливать профессионализм, оцениваемый по внутрицеховому — «гамбургскому» — счету. В этих условиях в 60—80–е годы у нас сложилась неизвестная стране, но известная миру довольно сильная и яркая школа советского графического дизайна. Про то время можно было бы сказать, что дизайна у нас не было, а дизайнеры — были. Дизайна как неотъемлемого компонента культуры и экономики — не было. А талантливые дизайнеры и даже звезды международного класса — были. Талантами, как и парадоксами, страна наша всегда была богата.

Нынешняя революция, произошедшая в 90–е годы, обернулась очередным застоем. Его можно описать новым парадоксом: непонятное и даже запретное прежде слово «дизайн» приобрело легитимность и повседневное, бытовое распространение, дизайн теперь есть, а дизайнеров нет. Количество победило качество. Отсюда седьмая функция «Золотой пчелы»: способствовать появлению дизайнерских имён, артикуляции авторских творческих концепций. Что тоже лучше делать «в мировом масштабе». В этом отношении на боевом счету «Золотой пчелы» в области плаката такие открытия 90–х, как Юрий Гулитов, Елена Китаева, Андрей Логвин, Анна Наумова, Юрий Сурков, а также подтверждение международной репутации уже известных имен — Михаил Аввакумов, Александр Фалдин, Владимир Чайка. Из мировых достижений «Золотой пчелы» — открытие имён Леонардо Сонноли и Стефана Загмайстера, получивших свои первые биеннальные награды в Москве.

Если одним словом обобщать черты московской биеннале, то это будет сугубо русское понятие — «широта». Но был у «Золотой пчелы» и еще один аспект. Название «Голден Би» на международно–английский слух звучит как «Голден биеннале». И, пользуясь этим, «Золотая пчела», начиная с третьей биеннале, стала присуждать специальную награду «всему золоту мира» — плакатам, удостоенным Гран–при, Золотых медалей или Первых премий на других международных дизайнерских биеннале и фестивалях за последние два года — биеннальный цикл. Таким образом «Золотая пчела», последняя пристроившаяся в ряд мировых турниров, собирала «сливки» лучших из лучших дизайнерских работ. В принципе это вполне традиционно для нашей истории: русские люди изначально ощущали себя по евангельской притче «делателями одиннадцатого часа», последними появляющимися на мировой арене, но в конце концов становящиеся вровень с первыми. Присуждаемая на смотре золотых лауреатов награда GoldenBeeLoved — конечно, не межконтинентальный Суперкубок для абсолютного чемпиона мира. Чисто символически она обозначала выбор «Золотой пчелы» — наши собственные симпатии и предпочтения.

Проведение «Золотой пчелы» в ЦДХ связано еще и со стремлением экспонировать дизайн в культурном контексте, от которого он был у нас отделен сословными границами официозной иерархии, пребывая в некой резервации. Так что «Золотая пчела» нацелена «поверх барьеров» не только межгосударственных, но и внутрикультурных, межпрофессиональных. Пчела летает, где хочет, и из самых невзрачных цветков добывает нектар. Так и «Золотая пчела» собирала и приносила нам мед лучших работ лучших дизайнеров, которые извлекают красоту из самых обыденных, утилитарных предметов, преображая жизнь в культуру.

«Золотая пчела» и сама предприняла несколько путешествий по нашей стране, в качестве гостевых выставок побывав в Севастополе (Севастопольский художественный музей, 3—17 августа 1995), в Твери (Калининская картинная галерея, 5—19 апреля 1997), в Харькове (Дом архитектора, 21—30 мая 1998), в Нижнем Новгороде (Межвузовский выставочный центр, 29 июня — 3 июля 1999), в Санкт–Петербурге (Выставочный центр «Гавань», 25—28 мая 2000).

Если под конец вспомнить немного об истории «Золотой пчелы», то надо сказать, что она появилась на свет на стыке времен благодаря тому духу свободы, который вскружил всем головы с падением железного занавеса…

Для меня железный занавес открылся в 1990 году, когда впервые в жизни я попал заграницу — в Брно. Если разобраться, «Золотая пчела» своим появлением во многом обязана Международной биеннале графического дизайна в Брно, которая произвела тогда ошеломляющее впечатление.

До Брно мы с Василием Цыганковым ломали голову над тем, как бы умудриться издать результаты всесоюзного конкурса шрифта, который мы провели, в виде приложения к журналу «Реклама». Из Брно возвращались с решением: «Издаем собственный независимый журнал!». Назвали его «ЭЮЯ» (последние русские буквы с неповторимой графикой). И кинулись в море частного предпринимательства, которое нас чуть не поглотило. Сил и способностей оказалось явно недостаточно. Поэтому, когда одно успешное рекламное агентство — «Грэйтис», — наблюдавшее со стороны за нашими отчаянными барахтаньями, предложило нам издавать тот же самый журнал, но под его именем, мы охотно согласились.

А в 1992 году агентство «Грэйтис» получило горящее предложение от организаторов производственной выставки «Реклама–92» провести в её рамках конкурс рекламного плаката. И вот тогда я категорически настоял: никаких рамок! Надо делать не местный смотр, а международную биеннале! Как в Брно! Так появилась на свет первая «Золотая пчела», учредителями которой стали рекламное агентство «Грэйтис» и международный журнал по графическому дизайну «Greatis». И почти никто не знает, что эта пчела–талисман рекламного агентства. Но талисман не уберег. История для наших дней почти банальная: на агентство «наехали» бандиты, директор сбежал в Америку, и в один день огромного агентства не стало. А «Золотая пчела» — осталась.

Прежде всего — благодаря дизайнерскому сообществу. К подготовке московских биеннале удалось подключить Министерство культуры Российской Федерации, Всероссийский НИИ технической эстетики, Союз дизайнеров России, созданный в 1991 году, Академию графического дизайна, учрежденную в конце 1992 года, чуть позже — Международную федерацию союзов художников и Московский фонд Президентских программ, а затем и ряд молодых дизайнерских студий и компаний, среди которых прежде всего надо назвать полиграфическую фирму «Линия График», предоставившую свой офис под штаб–квартиру «Золотой пчелы» и печатавшую полиграфическую продукцию биеннале, компании, фирмы и дизайн–студии «Август Борг», «Ардепо», «Биоинъектор», «Делай Вывод!», «Дизайн Депо», «Дубль В», ИМА–пресс, «ПРО дизайн», «Квадрат», «Московское время», Национальный институт прессы, «Полиграфиздат–сервис», «Сетон», «Табу», «Экспо–парк», Typo Graphic Design и другие, внесшие свой вклад в проведение «Золотой пчелы». Следует вспомнить с благодарностью и множество информационных спонсоров «Золотой пчелы», представление о которых в настоящем альбоме даёт пресс–дайджест и библиографический список.

На выставке-конкурсе «Дизайн 98» Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» была удостоена национального приза в области дизайна «Виктория». Очевидно, это награда всем дизайнерам, чьи работы экспони-ровались на выставке. А также тем, кто участвовал в подготовке и проведении биеннале. Вот лишь часть имен: Михаил Аввакумов, Андрей Аксентьев, Елена Алтухова, Игорь Антипов, Александр Антонов, Михаил Аппалонов, Татьяна Арестова, Татьяна Бабкова, Эдуард Байков, Леонид Бажанов, Евгений Балабанов, Петр Банков, Андрей Белоногов, Елена Бельтюкова, Виктор Бечин, Татьяна Боброва, Светлана Брыдун, Светлана Букия, Галина Бунина, Василий Бычков, Александр Васин, Олег Векленко, Наталья Вельчинская, Евгения Весанто, Светлана Власенко, Виталий Власов, Сергей Галушкин, Марат Гельман, Олег Генисаретский, Наталья Герасименко, Мария Гладкова, Алексей Головко, Вера Голубкова, Татьяна Гордеева, Екатерина Гортинская, Александр Гребенников, Марина Григорьева, Ольга Гриценко, Дмитрий Грузинцев, Игорь Гурович, Вилли Де Майо, Константин Дорохов, Алла Еремина, Никита Елкин, Александр Ермолаев, Владимир Ефимов, Сергей Жегло, Валентин и Марина Жеготины, Максим Жуков, Александр Заволокин, Владислав Загуменный, Андрей Зарецкий, Мария Зацеляпина, Татьяна Земскова, Сергей Зимин, Марина Зимогляд, Ольга Зирко, Мария Ионочкина, Вероника Иванова, Стас Ищенко, Ольга Кабанова, Владимир Казаков, Никита Каптелин, Сергей Касьянов, Светлана Катаргина, Ирина Каширина, Сергей Киперман, Андрей и Ирина Киреевы, Станислав Кириллов, Наталья Кислова, Елена Китаева, Лариса Климова, Елена Князева, Марина Князева, Катерина Кожухова, Мария Козлова, Игорь Колесов, Александр Колосов, Людмила Коляда, Борис Кондратьев, Ксения Кондратьева, Александр Коновальчик, Василий Копейко, Юрий Копыловский, Илья Корниенко, Ольга Корнюхова, Ирина Коробьина, Игорь Коротеев, Андрей Коротков, Елена Кошелева, Зоя Крахмальникова, Ольга Крикухина, Лиана Крупянко, Игорь Крылов, Валентина Крылова, Вера Кугушева, Владимир и Виолетта Кузнецовы, Ирина Кузнецова, Владимир Кузьмин, Наталья Кузьмина, Лев Кузьмичев, Андрей Кулагин, Ольга Куликова, Виктор Куплевацкий, Елена Курлянцева, Яна Кутьина, Михаил Лабузнов, Александр Лаврентьев, Людмила Лавринович, Татьяна Лазарева, Артемий Лебедев, Юлиан Лебедев, Марина Лебедева, Алла Лейкина, Наталья Леонова, Александр Левашевский, Максим Лесняк, Виктор и Роман Литвиновы, Борис Лобов, Андрей Логвин, Александр Макаров, Анна и Елизавета Мамонтовы, Екатерина Манжосова, Марина Маркеева, Николай Меньчуков, Арсений Мещеряков, Сергей Микляев, Марина Милишникова, Наталья Михеева, Татьяна Михалина, Ольга Монина, Андрей Мосейко, Андрей Мошников, Владимир Музыченко, Роза Мухамадеева, Юлия Надоленко, Юрий Назаров, Михаил Непочатов, Николай Небогатов, Владимир Некопыренков, Михаил Непочатов, Людмила Никишева, Анна Новикова, Елена Нюхченкова, Николай Облапохин, Наталья Оболенская, Юлия Овчинникова, Тамара Ольшанецкая, Александра Островская, Виктория Павлова, Николай Палкин, Евгения Палькина, Юлия Панова, Владимир Пейсиков, Юлий Перевезенцев, Валерий Перфильев, Дмитрий Пёрышков, Андрей Пивоваров, Илья Пиганов, Светлана Пономарева, Иван Порто, Сергей Правельев, Андрей Привалов, Ольга Привалова, Владимир Прокудин, Марина Прохорова, Светлана Пухова, Мария Пучкова, Максим Рачков, Слава Рехтман, Елена Решетова, Олеся Руденко, Елена Рымшина, Галина Рюмина, Елена Савельева, Влад Савинкин, Елена Саврас, Елена Салахетдинова, Ирина Салдина, Игорь Сафронов, Игорь Северцев, Алина Селиванова, Валентин Селяков, Леонид Сенявский, Василий Сенаторов, Любовь Сергеева, Елена, Любовь и Ольга Серовы, Дмитрий Сидоров, Дмитрий Симоненков, Геннадий Синев, Сергей Сирота, Людмила Солнышкина, Сергей Солтан, Юрий Сурков, Сергей Сучилкин, Екатерина Сушкова, Евгений Табориский, Максим Тавьев, Наталья Тамручи, Александр Тарбеев, Александр Толкачев, Галина Толмачева, Оксана Толокнева, Ольга Тонконогова, Борис Трофимов, Аркадий Троянкер, Татьяна Тупицына, Наталья Тэн, Михаил и Елена Урываевы, Масут Фаткулин, Юлия Фатова, Сергей Фаттахов, Алексей Федотенков, Юлия Федулова, Леонид Фейгин, Елена Филиппова, Николай Фролов, Людмила Хмуро, Владимир Хохлов, Надежда Хусаинова, Владимир Цельтнер, Василий Цыганков, Виктор Цюрик, Владимир Чайка, Валерий Черниевский, Юлия Чернышова, Софья Чирта, Андрей Чистяков, Светлана Шананина, Андрей Шелютто, Анна Шиганова, Юлия Шичкова, Татьяна и Константин Шулика, Николай Шток, Татьяна Эммарт, Марианна Энеева, Владимир Юданов, Елена Юдина, Наталия Яковлева, Эмиль Якупов, Владимир Ямщиков, Галина Яценко. И другие-список, прошу прощения, заведомо неполон: за десять лет «Золотой пчеле» помогали ей, нередко совершенно бескорыстно, бесчисленное множество людей. Следует назвать еще Якова Прохорова, исполнительного директора биеннале &mdasg; чуть ли не единственное имя, связанное со всеми пятью биеннале.

Отдельно следует назвать и имена тех, кто занимался в эти годы дизайном самой биеннале. Автором эмблемы «Золотой пчелы» является. Она же разрабатывала весь фирменный стиль первых двух «Пчёл». Для второй биеннале роль афиши выполняли двенадцать полулистовых плакатов, созданных в рамках акции «Визкультпривет участникам биеннале» (идея Николая Калинина), авторами которых были Валерий Акопов, Игорь Березовский, Игорь Гурович, Анатолий Гусев, Ирина Киреева, Елена Китаева, Андрей Колосов, Андрей Логвин, Юрий Сурков, Борис Трофимов, Владимир Чайка и Андрей Шелютто. Весь дизайн «Золотой пчелы 3» делал Владимир Чайка. Графику четвертую «Пчелы» проектировал Юрий Сурков (дипломы — в соавторстве с Владимиром Музыченко, а сувенирный календарик разработал Юрий Гулитов). Весь дизайн пятой «Пчелы» разрабатывали Банков Пётр и Кожухова Катерина (лишь афишу мастер–классов сделал Андрей Логвин, тишотки — Сергей Жегло, а небольшой тираж имиджевого плаката прислал из США в подарок «Золотой пчеле» Александр Гельман). Призы «Золотой пчелы» проектировали Андрей и Ирина Киреевы, Владимир Чайка и Влад Савинкин. Дизайном кспозиции первой «Пчелы» занимались Андрей и Ирина Киреевы, Василий Цыганков и Владимир Чайка, второй — Владимир Бондаренко и Владимир Чайка, третьей — Виктор Литвинов, Владимир Музыченко, Геннадий Синев и Владимир Чайка, четвертой и пятой — Павел Абрамов, Галина Бунина, Владимир Музыченко, Наталья Тамручи.

В рамках «Золотой пчелы» проходило множество сопутствующих и параллельных мероприятий, такие как выставка работ Экспериментальной детской архитектурной студии «Школа–студия ЭДАС Владислава Кирпичева» (ЦДХ, 21—28 октября 1992), выставка старинной промграфики и упаковки «Реклама в дореволюционной России» (Экспоцентр на Красной Пресне, 21—28 октября 1992), показы мод дизайнера меховых изделий Ирины Крутиковой (ЦДХ, 21 октября 1992 и 6 октября 1994), персональная выставка президента Академии графического дизайна Валерия Акопова «Акопов: Дизайн и Реклама» (ЦДХ, 6—16 октября 1994), международный научный симпозиум «Плакаты, логотипы, шрифты, визуальная культура» (ЦДХ, 9—10 октября 1994), плакатная акция «Визкультпривет участникам биеннале» (ЦДХ, 6—16 октября 1994), международная плакатная акция «Анти–СПИД» (ЦДХ, 6—16 октября 1994), выставки–конкурсы «Zanders в России 94» (ЦДХ, 6—16 октября 1994 ) и «Время Zanders» (ЦДХ, 8—20 октября 1996), выставка «Из истории советского киноплаката» (Галерея «Юнион», 19 сентября — 15 октября 1996), юбилейная выставка «a40&60» (ЦДХ, 25 декабря 1998 — 10 января 1999), выставка избранных работ с Фестиваля рекламной пародии «Алюминиевый Огурец» (ЦДХ, 25 декабря 1998 — 10 января 1999), «Кириллица 99» (ЦДХ, 25 декабря 1998 — 10 января 1999), персональная выставка работ обладателя Гран–при биеннале «Золотая пчела 3» Юрия Гулитова «Шрифт» (Центр «Дом», 3—7 мая 2000), и другие.

«Золотая пчела» являлась также инициатором или соорганизатором ряда дизайнерских акций: плакатной программы фирмы «Линия График». «Москва–плакат» (Москва, 1994—1997), международной плакатной акции «50 лет Победы» (Центр технической эстетики, 5 мая 1995; ЦДХ, 8—20 октября 1996; Музей Форт–Коллинса, США, 11 сентября — 24 октября 1997), плакатной акции «Адрес: Москва» (Галерея фонда «Горожане», 23 апреля — 10 мая 1996), Всемирная антиядерная факс–дизайн–акция Хельмута Лангера в Харькове (Дом архитектора, 25 апреля — 30 мая 1996), проектного семинар Нижегородского филиала Государственного Центра современного искусства «Плакат и город» (Дом архитектора, 10—13 февраля 1998), дизайн–акций «День Флота» и «Севастополь–город–герой» (Севастопольский художественный музей, 1—15 августа 1998 и 25—30 июля 2000), международной плакатной акции «Я не хочу ненавидеть» (Москва, 2000), и других.

Сергей Серов
Copyright © 2004 Ассоциация «Золотая пчела»