О ВИДИМОМ-НЕВИДИМОМ

Персона: Михаил Аникст / Великобритания

Михаил Аникст

Графический дизайн по определению связан со зрением, с видимым миром. В визуальной форме он символически и образно воплощает невидимые смыслы и ценности.

Но зримая форма сама возникает как взаимодействие формы и контрформы, фигуры и фона, пятна и полей, черного и белого. Одну из этих частей видят все, другую — только дизайнеры.

Идея, как правило, передается с помощью черного, с помощью фигуры. Увидеть ее, считать сообщение или образ может кто угодно. И придумать «феньку» может любой КВНщик. Но как поставить ее на лист, превратив в точную визуальную форму, знает только профессионал. И эта точность белого, невидимый миру «воздух» и есть самое главное в графическом дизайне.

Говорят, в языках северных народов нет слова «снег». Зато есть несколько десятков специальных слов для обозначения «снега тающего», «искрящегося на солнце» или «подходящего для скольжения нарт». Так всегда бывает с самыми важными понятиями. Вот и в графическом дизайне существует видимо-невидимо терминов для обозначения и членения визуального «воздуха». «Интерлиньяж», «просвет», «пробел», «трекинг», «кернинг», «апрош», «шпация», «шпон», «коридор», «дырка», «абзац», «отступ», «втяжка», «спуск», «отбивка», «слепая строка», «поля», «модульная сетка», «ось»… Это все слова, схватывающие невидимую и неопределимую субстанцию, тайное пространство профессионалов…

В профессиональном становлении всегда находится человек, открывающий тебе глаза на что-то простое, но самое главное. Для меня в свое время таким человеком стал Михаил Аникст. И, видимо, не только для меня. Недавно один журнал проводил опрос среди успешных наших дизайнеров, спрашивая, в частности, о людях, оказавших на них наибольшее влияние. Среди отечественных мастеров первым в топ-листе встало имя Аникста.

А вот что как-то сказал о нем Массимо Виньели, суперзвезда американского дизайна: «Я знаю всех книжных дизайнеров в мире. Аникст — самый сильный». Известный кинорежиссер Александр Митта, работавший с Аникстом, считает: «В какой бы стране он ни оказался, он всегда в своей области будет самым лучшим»…

Пятнадцать лет назад Аникст оказался в Англии. Ее он и будет представлять в жюри «Золотой пчелы 7».

Работы, которые он делал в Лондоне, почти никем здесь не видимые, будут показаны на выставке членов международного жюри. Заодно пора сказать, что вторая после «Плаката» конкурсная номинация биеннале — «Книжный дизайн».

Оригинал статьи: [kAk)

Автор: Сергей Иванович Серов